Наверное, не раз и не два вам, уважаемые читатели, в самом центре Херсона попадались развешанные где попало объявления, предлагаю­щие перспективную и выгодную работу, высокий доход, официальное трудоустройство. Со временем у автора этих строк накопилась их целая коллекция. Даже интересно стало: народ жалуется, что нормальную работу с нормальной зарплатой найти нельзя. Вот же она – на заборе висит! Только сорвать объявление
и позвонить! Вот я и решил провести эксперимент.
 
И хотя я звонил по различным указанным в разных объявлениях номерам телефонов, по каждому из них разными вариациями мне рассказывали о крупной фирме и даже международной корпорации, которая сейчас расширяется, и в связи с этим туда срочно требуются сотрудники. Работа в офисе, работа с документами, работа с людьми, прием телефонных звонков, дружный коллектив. Но от ответа на вопрос, что за работа предстоит, все собеседники старательно уходили. Хотя я сделал почти два десятка звонков, все они, как ни странно, приглашали на собеседование по одному и тому же адресу: торговый центр «Адми­рал», IV этаж. А ещё создалось впечатление, что между людьми по ту сторону телефонной линии существует жесткая конкуренция. Кто-то, узнав, что я уже записан на собеседование, интерес сразу же терял, а кто-то начинал весьма настойчиво приглашать прийти в тот же день, но немного пораньше.
 
 
Первый визит
 
В назначенное время я явился в назначенное место. В зале уже собрались десятка три–четыре людей самых разных возрастов, заполнявших анкеты. В анкете, помимо стандартных сведений о месте жительства, образовании, специальности, нужно было указать предыдущее место работы, доход, рассказать об увлечениях, желаемом доходе, опыте работы с людьми, умении принимать самостоятельные решения и том, что соискатель ожидает от новой работы.
 
Через некоторое время меня пригласили на собеседование.
 
.
 
В большой комнате стояла пара десятков одноместных столиков-парт и было полно народу. В каче­стве вступления девушка, с которой мне предстояло «собеседоваться», затараторила скороговоркой примерно то же самое, что я уже не раз слышал по телефону. Потом были вопросы по анкете, а вот на свои вопросы по поводу того, что из себя представляет предстоявшая работа, конкретных ответов мне получить так и не удалось. Возьмут на нее не каждого – конкурсный отбор. Для начала – обучение.
 
Ученье – свет
 
Первая лекция называлась «Финансовый план». В течение полутора часов примерно пяти десяткам собравшихся в зале соискателей рассказывали прописные истины о том, какие бывают виды труда и бизнеса, рассматривали их достоинства и недостатки. Этим тщательно подводили зал к тому, дабы присут­ствовавшие высказали мысль, что наемным работником (да если еще и на государство трудиться) быть – полный отстой. Всю жизнь работать за копейки, чтобы получить отпуск, на который ты сам же заработал, иметь условно бесплатный больничный и копеечную пенсию, когда из тебя труха уже начнет сыпаться, в финале. Малый бизнес – это лучше, но тоже «кисло»: налоги, риски, давление контролирующих органов, конкуренты. Лучше всего бизнес крупный, но для него нужны мил­лионные стартовые капиталы, поэтому лучше франшиза, то есть работа под именем громкого бренда, но и ее тоже купить нужно за сотни тысяч «зеленых».
 
 
- У кого есть $ 500 тысяч, чтобы купить франшизу «Макдоналдса»? Поднимите руки! – говорил лектор.
 
Кстати, вопросы к «ученикам» и поднимание рук практикуют частенько. Это один из способов, дабы ведомые были уверены, что к нужным ведущему мыслям они пришли сами, а не были загнаны подзатыльниками. В итоге лекции после многочисленных сравнений и рассуждений у соискателей офисной работы должно возникнуть понимание, что сетевой бизнес – это круто, только занятия им позволяют достичь финансовой независимости и жить в свое удовольствие. А вот о том, в чём же заключается «работа в офисе», на этой лекции так никто и не рассказал.
 
Домашнее задание
 
 
После лекции – рандеву с руководительницей. В обмен на 50 гривен (это залог, который демонстративно лёг в прозрачный файлик с «моим личным делом») она в качестве домашнего задания дала мне прочитать книгу «Богатый папа, бедный папа». Именно о ней многократно и с восторгом упоминал лектор. На самой книге нет никаких сведений об издательстве и тираже – типичная «пиратка», причем внаг­лую. Еще одно домашнее задание – составить список из 50-ти своих жизненных целей.
 
Перед следующей лекцией – снова к «руководительнице».
 
- Прочитали? – первым делом спрашивает она.
 

 
- Прочитал.
 
- Что вы поняли из этой книги?
 
Я не только книгу прочитал, но и с многочисленной ее критикой ознакомился, но говорю банальное «ни о чём»:
 
 
- Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
 
Такой вариант наставницу устраи­вает. Она молотит скороговоркой заранее заученные фразы. С одной стороны, так мозг эффективнее «запаривается», а с другой – таких, как я, у нее еще целая очередь. Кстати, все они тараторят как из пулемета, многократно разными словами повторяя одни и те же мысли.
 
Следующий пункт программы – 50 целей. Девушка внимательно изучает написанное мною и просит выбрать пять наиболее приоритетных. Когда я, подыгрывая, на первое место ставлю финансовую независимость, одобрительно кивает головой – клиент «дозревает». На самом деле внимательное изучение она только имитирует, иначе у нее обязательно возникли бы вопросы, что означает среди целей «доделать макивару» (устрой­ство для отработки ударов) и «научиться владеть кухри» (непальский нож)?
 
 
Так вот кому нужны сотрудники!
 
На следующей лекции наконец-то звучит название «расширяющейся международной корпорации, которой срочно нужны сотрудники». Это Tiens, или, как это не так давно называлось, «Тяньши». О том, чем эта фирма занимается, лектор говорил много и одновременно туманно. Что-то о производстве товаров народного потребления с использованием высоких технологий, международной торговле, логистике, интернет-проектах, строительстве, гостиничном и туристическом бизнесе, инвестициях и благотворительности. Производственные базы – в США, Китае, Индонезии, Малайзии. Партнеры – NASDAQ, AMEX, Microsoft, Bosh, BMW, IHBS. Такова первая треть лекции. Дальше идет рассказ о каких-то звездах, наличие которых приносит доход. Заимеешь четыре звезды – будешь иметь доход в $ 200–400 ежемесячно. Производишь работу на $ 1500 тысячи – получаешь 200–400. Но 4 звезды – это так себе. Пять звезд лучше. Достичь их можно всего за 6–9 месяцев. 7 звезд – 2–3 года и $ 2–5 тысяч. 8 звезд – 3–4 года и $ 5–20 тысяч дохода. Вот совсем молодая девушка из Беларуси начала с нуля и очень быстро стала «золотым львом». А некто Полуяктов из России – «золотым львом» с какими-то там «бриллиантами».
 
 
Вот тут-то от слушателей, которых сам лектор поощрял к общению, стали поступать вопросы:
 
- Так что за работа? Что делать-то нужно? Торговать? Это сетевой маркетинг? Нужно контракт заключать? Закупки делать?
 
Вы думаете, что были ответы? Правильно! Ответы не дали, «ведь нужно еще так много рассказать, а время нашей лекции ограничено».
 
 
Еще одна лекция целиком была посвящена звездам и доходу. Доход бывает линейный и пассивный, именно к пассивному надо стремиться – деньги сами будут «капать». Еще есть вознаграждение за развитие организации, вознаграждение за руководство, специальная международная премия, «пенсия» и даже подарки в виде автомобиля, яхты и самолета. Лейтмотив лекции – достичь звездности легко и быстро, поехать в Китай и получить тачку
в подарок – мегакруто и вообще лучше быть богатым и здоровым. Как? Всё в ваших руках. Вот только в чём заключается работа, так и остается туманным. Да какая, собственно, разница, если машины дарят?! Поэтому несколько обескураживающе прозвучал мой вопрос:
 
- В команде у пятизвездного есть определенное количество четырехзвездных. От этого зависит доход пятизвездного. Значит ли это, что среди четырехзвездных, в свою очередь, есть трехзвездные? Это пирамида?
 
- А где у нас не пирамида? – ответил лектор. – В школе тоже пирамида, есть учителя и директор на вершине.
 

 
Есть и учителя, и директор, вот только зарплата директора не зависит от того, сколько зарабатывают учителя.
 
Фукусима и 15 апельсинов
 
Третья лекция была посвящена производству и продукции. Именно с нее ушли в туалет и так и не вернулись несколько человек. Мне тоже хотелось уйти, но я решил героически экспериментировать до какого-нибудь логического финала.
 
- Главное – это образ жизни, – говорит лектор. – Именно поэтому самым доходным видом бизнеса является бизнес, ставящий основной задачей здоровье человека, – продолжил он.
 
А дальше началось то, из-за чего стали уходить люди. Выяснилось, что основной продукцией международной корпорации являются биологически активные добавки и всякие медицинско-электронные прибамбасы. Говорить о том, полезны или нет БАДы, можно долго. Вопрос не в этом. Вопрос в том, как их рекламируют. Получалось объяснение у лектора на редкость безграмотно, так, как будто было рассчитано на людей, никогда не ходивших в школу и не имеющих ни малейшего понятия о физике, химии и биологии.
 
- В современном мире нас везде окружает химия. Кучу химии добавляют во все без исключения продукты питания. Это опасно для здоровья, а избежать вреда помогут именно биологически активные добавки, произведенные по уникальным технологиям, не имеющим аналогов в мире, из экологически чистого сырья, – вещал он.
 
- Простите, но ваши утверждения выглядят несколько странно, – не выдержал я. – Вы возмущаетесь тем, что нас повсюду окружает химия. А разве это не так? Весь окружающий мир (да и вы сами) не из химических ли элементов состоит?
 
На всякий случай лектор заявил, что он не химик, а попытку объяснить ему на пальцах, что он несет бред, воспринял в штыки:
 
- Вы хотите на себя обратить внимание? Не мешайте читать лекцию, а людям – слушать. Если хотите задать вопросы, сделайте после занятия. В противном случае я попрошу вас удалиться.
 
- Поднимите руки, кто из вас съедает в день 15 апельсинов или 42 помидора? – продолжил он.
 
Само собой, в таком количестве всё это никто не ест, даже если живет в сени апельсинового дерева на помидорной грядке.
 
- Именно столько нужно съесть, чтобы получить суточную дозу витамина С. Среди современных людей только 5% действительно здоровы, –
продолжал он.
 
В общем, всё вокруг плохо, а потому те, кто не принимает БАДы, не выживут. Вон за границей при приеме на работу сразу спрашивают: «БАДы употребляешь? Нет? Иди на фиг, не возьмем». И так далее, и тому подобное.
 
Звучало это впечатляюще, но вряд ли присутствовавшие знали, что суточная доза витамина С для взрослого человека составляет всего около 60 миллиграммов – это лишь один апельсин весом в 100 граммов. Максимальная доза витамина С в сутки – 2000 миллиграммов. 15 апельсинов – как раз ее половина, но и от половины может «попрыщить». А содержится этот витамин и в других продуктах, которые мы едим, не только в апельсинах. Помимо этого, витамин С вырабатывает еще и микрофлора здорового кишечника. Вершиной же изыскания стал рассказ лектора о препарате с названием «Хитозан», получаемом из панцирей крабов. Оказывается, он не только лечит массу болезней, но и даже выводит из организма радиацию. Может, всё-таки радионуклиды? Радиация-то – это явление. А теперь держитесь!
 
В вольном изложении автора этих строк лектор поведал примерно следующее. Оказывается, что когда у японцев АЭС в Фукусиме «зафукусимило», «Хитозан» стал жутким дефицитом – его полностью скупили японцы. Надо полагать, что они его как радиопротектор горстями жрать начали? Нет! Еще раз нет! Они этими капсулами территорию вокруг АЭС засыпали, чтобы радиацию уничтожить. В этом году в Украине вновь ожидается грипп. Все как один для борьбы с этой заразой засыплем улицы наших городов аспирином и «Тамифлю»!
 
Осторожно – вирус!
 
И вновь домашнее задание от руководительницы. На этот раз – два диска. На них – лекции неоднократно упомянутой в качестве гуру большезвездности девушки из Беларуси и «льва с бриллиантами» из России. На обоих были длинные лекции о том, как стать успешным. На коробке одного из них – корявый и технически безграмотный текст с дефицитом запятых: «Этот диск защищен от копирования. При попытке копировать Вы занесете вирус в компьютер, который сотрет прошивки на материнской плате компьютера без возможности самостоятельного восстановления. Всё что случится с Вашим оборудованием за это компания ответственности не несет. Так как будут нарушены авторские права. При этом будет нарушен закон и вы можете быть привлечены к ответственности за нарушение закона». Но на самом деле никаких вирусов на диске нет. Это, как говорится, «понты для приезжих». Кстати, лекция датирована 2009 годом, а файлы на диске – 2001-м. В общем, всё состоит из нагромождения «непоняток».
 
«Люди никогда не закончатся»
 
К следующей лекции ряды слушателей еще больше поредели. Остались только те, у кого уже был промыт мозг, и те, кто, как и я, хотели узнать, чем всё это закончится. Лекция была знаменательной. Ее проводил лично руководитель офиса. Но для пущей убедительности сначала был продемонстрирован ролик, состоящий из его фотографий, какие принято выставлять в соцсетях после посещения каких-нибудь курортов. Цель – наглядно показать воплощение в жизнь всех «мечт» среднестатистических обывателей. Пока крутили ролик, сидевший по соседству парень поведал мне, что, оказывается, у него интересовались, знакомы ли мы, и о чём мы с ним говорили на прошлой лекции. Видимо, неслучайно на каждой из них на задних рядах сидят сотрудники компании. С одной стороны, учатся, как правильно «запаривать мозг», а с другой – наблюдают и выявляют «деструктивные элементы», ломающие этот процесс.
 
В общем, разведка работает.
 
Ничего принципиально нового, того, о чём не говорили на предыдущих лекциях, сказано не было. Но как не было сказано! Лектор умел работать с аудиторией, ориентироваться в ее настроении, сам создавать его, многократно повторяя разными словами одни и те же мысли. Основной же его фишкой был рассказ о поездках по всему миру и сетование, что он долго шёл к своему успеху.
 
- Ведь можно намного быстрее, и я расскажу вам о своих ошибках, научу, как достичь успеха быстрее. Это может любой, это несложно. А через 9 лет вы будете зарабатывать $ 80–90 тысяч в год, – проникновенно говорил он.
 
Кстати, один из первых шагов к успеху – закупить (тут уже об этом звучит откровенно) продукцию не на 100 условных единиц, а на 300. Это сразу же даст статус трех звезд, а ведь именно с него начнется карьерный рост. Но лучше всего начинать семейный бизнес, закупив продукции на 26400 гривен. Ею можно пользоваться самому, раздавать друзьям и знакомым, продавать всеми доступными способами. А еще нужно распространять (тоже всеми доступными способами) информацию о том, что «крупной международной компании в связи с расширением срочно требуются сотрудники для работы в офисе», отвечать на телефонные звонки, зазывать людей в офис и создавать свою команду.
 
- Вы думаете, что люди закончатся? – спрашивал он. – Люди, которые ищут работу, никогда не закончатся!
 
А еще он исполнил номер: методично комкал купюру в 500 гривен и даже топтался по ней ногами. «По секрету» скажу, что это действо называется визуальным закреплением стимула. Были и другие психологические фишки, призванные закрепить в мозгу всё то, о чём он говорил.
 
После бенефиса успешного руководителя офиса следует ещё одно закрепление. Лекция называется «Карьера». Для начала еще раз демонстрируют ролик с курортными фотографиями руководителя офиса, сопровождаемый восторженными комментариями лектора. Потом рассказ об этапах его собственной успешности. После этого в качестве наглядного примера в зал по очереди заходят свежеиспеченные сотрудники компании «о трех звездах». Они сбивчиво рассказывают о том, как они жили раньше, о том, как уже изменилась к лучшему их жизнь и какие надежды они возлагают на будущее. К трехзвездным выходят их руководители-четырехзвездники и дарят книги и диски. Что за книги и диски – я уже говорил. Появление новых персонажей положено встречать аплодисментами (они хороший способ отключить критическое мышление). Теперь о своей серой жизни до и радужной после рассказывают четырехзвездные. К ним выходят пятизвездные и так далее, и тому подобное.
 
Когда действо с разной степенью «звездатости» заканчивается, считается, что «клиенты созрели» для подписания договора. Именно это предлагает мне после лекции моя руководительница. Прошу дать мне экземпляр, чтобы изучить его и подумать. Оказывается, что изучать особо нечего. Хотя на листке бумаги и значится «Дистрибьюторский договор Тяньши», в нём нет никаких сведений о положенном в таких случаях описании прав и обязанностей сторон, и уж вовсе не идет речь о социальных гарантиях. От обычной анкеты он отличается лишь тем, что на листке указаны адрес и регистрационные данные ООО «Тиенс Украина» и фамилия его генерального директора.
 
Неоптимистический финал
 
Договор я не подписал. А вы подписали бы? Конечно, в пирамиде сетевого маркетинга, созданного китайцами, можно достичь и многозвездности, и какого-нибудь дохода по принципу «кто раньше встал – того и тапки». Но для этого нужно принять правила игры. Они на самом деле предельно просты. С одной стороны, нужно, выключив мозг, не замечать, как тебя обманывают даже в мелочах, а с другой – обманывать тоже, чтобы «отбить» потраченные на покупку БАДов деньги, заработать свои проценты и продвинуться вверх по пирамиде. Впрочем, руководительница по поводу моего отказа не особо огорчилась. По ее собственным словам, подписывает договор лишь каждый шестой из пришедших. Пирамида зиждется на зыбком основании из безработных, которые надеются на «светлое финансовое будущее». Эти люди действительно не закончатся. Выходя из офиса, я встретил их добрых пять десятков. Чтобы не рухнула пирамида, конвейер останавливаться не должен. Ну а становиться ее частью или нет, пусть каждый решает для себя сам.
 
Кирилл Горелов