Херсонцы твёрдо уверены, что Остапы Бэндеры – это одинокие мошенники, отделённые от государства. На деле же нередко оказывается, что часто в роли последних, как это не абсурдно звучит, выступает само же государство.
 
Коммунальная сфера в нынешнем её виде – это идеальное поле деятельности для хищения наших с вами денег. За долгие годы в массовом сознании прочно укрепилась иллюзия коммунальной бедноты, дескать, что возьмешь с нищих коммунальщиков? 
Но никто не попытался оценить, сколько наших с вами денег было украдено ими за всё это время. Кто – нибудь когда – нибудь видел результаты коммунального аудита? Отчитывался ли когда - либо перед вами хоть один начальник ЖЕКа, в смысле куда он потратил наши с вами деньги? 
 
 
Горисполком же часто играл и играет здесь роль «козла отпущения» - ни во что не вмешивается и спокойно позволяет себя ругать. Возможно, тоже неспроста . Поэтому ЖЭК и как – то не мелькают в криминальных сводках, не попадают в поле зрения правоохранительных структур. объектом коммунальных афер. Так как же нас с вами дурят?
 
Схема 1 – я. 
Мастер – «благодетель».
Мастер ЖЭК а обходит квартиры жильцов своего участка и обещает, предварительно собрав с них деньги, оплатить за них коммунальные услуги. Чтобы, как он говорит, хозяева квартир не тратили на это своё время и не топтали ноги. К тому же на 10% меньше, чем пришлось бы платить в кассе. 
 
Собирает деньги, расчётные книжки и уходит. Нет, он не скрывается с этими трудовыми копейками пенсионеров. А говорит в бухгалтерии, что взял с жильцов плату за квартиры, и просит поставить штампы в их книжках об этом, как о свершившемся факте. 
 
.
 
Деньги, мол, у меня, всё в порядке. Самое интересное в том, что штампы в расчётных книжках действительно ставят не задумываясь. И мастер спокойно оставляет эти деньги у себя – то ли в счёт собственной зарплаты, то ли якобы на приобретение в будущем каких – то мифических стройматериалов. 
 
И получается совершенно абсурдная ситуация. Жильцы за коммунальные услуги заплатили, к ним претензий никаких, а долги ЖЭК а растут. И государство, и бюджет, и коммунсервис мимо этих денег пролетают как фанера над Парижем. Кроме того, всё это делается в рабочее время вместо выполнения своих прямых профессиональных обязанностей.
 
Схема 2 – я.
Мастер – «бизнесмен»
Что же происходит, если мастер не оставляет деньги у себя а решает заработать на них ещё раз, то есть пустить в оборот? Что тут возразить – деньги действительно должны работать и приносить доход. К примеру, он говорит руководству ЖЭК а, что на собранные им с жильцов средства установит новые трубы в таком – то доме. 
 
 
Мастер сам себе выписывает требование на трубы, сам их получает. Получать – то получает, но куда они дальше деваются – уже другой вопрос. Мастера НИКТО не контролирует и поставить трубы он может только по своей доброй воле. 
 
То есть если попадётся честный мастер и вместо «загнать» трубы налево, что ему абсолютно ничем не грозит, он их действительно устанавливает жильцам. Таким путём в неизвестность уходят не только трубы, а всё, что есть на складах ЖЭК а. 
 
На один и тот же дом материалы можно выписывать по нескольку раз. Мало того, на замену труб, электрооборудования, ремонт крыш и подъездов с жильцов отдельно и неоднократно собираются деньги. А потом как обычно что – то мешает выполнить обещанное. 
 
 
Так что на пути к потребителю, то есть к жильцам, и деньги и материалы проходят несколько кругов, принося доблестным, но нищим коммунальщикам немалые доходы.
 
Схема 3 – я.
«Свой человек».
К руководству ЖЭК а приходит не мастер, а совершенно «левый», но свой человек. То ли друг, то ли родственник кого – то из руководства этой почтенной организации. Он либо точно так же собирает с жильцов деньги в счёт квартплаты, либо по какой - либо из схем получает с самого ЖЭК а. Либо и то и другое вместе. 
 
Рассмотрим вариант, когда деньги собраны с жильцов. Этот человек говорит руководству: собранные гривни я оставляю себе, но вам за них может быть когда - нибудь привезу то ли карбид, то ли доски, то ли цемент, то ли те же самые трубы. Как ни странно, руководство ЖЭК ов не раздумывая практически всегда соглашается на это. 
 

 
Ну просто поразительная, фантастическая доверчивость. Тогда физическое лицо идёт к мастеру того же ЖЭК а и выписывает у него по предварительному сговору всё то, что «свой человек» должен достать и привезти за деньги, собранные у жильцов или полученные от руководства. Как говорилось ранее, мастер выписывает, получает, выдаёт…И многократно на один и тот же объект получают материалы. Сколько и куда таким путём уходит в чёрную дыру наших с вами денег, можно только догадываться. 
 
То есть не вкладывая ни копейки, дельцы от коммуналки зарабатывают из воздуха весьма приличные суммы. Кустарь - одиночка Остап Бендер здесь просто отдыхает. Получается та же невероятная картина – деньги от жильцов получены, все с наваром, никто не виноват, долги государства растут, а денег ни у ЖЭК а, ни у бюджета нет. 
 
И всё настолько запутано, что понять совершенно ничего невозможно.
 
 
 
Схема 4 – я.
«Игра в тендер» 
В бюджет развития города поступают средства от приватизации объектов коммунальной собственности и продажи земли. Расходуется он на ремонт и поддержание в рабочем состоянии этой же сферы. Но когда объявляется тендер на производство ремонтных работ, то во - первых вступает в силу такой фактор, как сговор «тендерующихся».
 
Они мирно распределяют что кому достанется и полюбовно решают этот вопрос с представителем тендерного комитета. Когда же участники «игры в тендер» определены, наступает следующий этап – сговор с заказчиком. Допустим, ремонтируется школа. Исполнитель договаривается с начальником гороно и директором школы. 
 
 
Сметная стоимость ремонта объекта сильно завышается, а разница делится между участниками аферы. Получивший приличную мзду, заказчик не контролирует качество производимых работ. Никто не смотрит и не проверяет – сколько чего куда пошло, соблюдены ли требования к качеству ремонта. 
 
В результате вместо пятнадцати лет, как положено, вроде бы отремонтированный объект требует ремонта уже на следующий год. И опять объявляется новый псевдотендер и выделяются такие же суммы на ремонт. История повторяется. Все, кроме нас с вами, довольны, и никто не задаёт резонный вопрос – почему, кто виноват и кто ответит? 
 
 
Схема 5 – я.
«Собственность по дешёвке».
А каким же способом очень серьёзные объекты коммунальной собственности уходят за бесценок? После того, как предмет торга включён сессией в перечень объектов, предназначенных для продажи, наступает очередь экспертной оценки его стоимости. 
 
На рынке оценочных услуг случайных людей не бывает. Там все свои. Если какой - либо чужак пытается играть честно, по общечеловеческим принципам, его быстренько лишают лицензии. Поэтому «умники» или учатся соблюдать существующие правила игры, или вылетают из этого бизнеса. Так что здесь все свои, проверенные и послушные.
 
Итак, приходит к эксперту человек с просьбой оценить то, что он собирается покупать. Эксперт определяет стоимость «этого», допустим, в 200000 гривень. Но «покупатель», стыдливо потупив глазки, ему говорит – послушай, друг, а нельзя ли оценить его в 100000 гривень, то есть в два раза дешевле? 
 
 
Если да, то я тебе «отстегну» такую – то сумму. А почему эксперту не заработать ещё и кое - что кроме официального гонорара? Договорились. Но вот оцененный объект попадает к чиновнику фонда госимущества. Покупатель снова говорит - я тебе, чиновник, готов «отслюнить» столько – то денежных знаков, а ты закрываешь глаза на несоответствие оценочной стоимости реальной цене. 
 
Результатом таких действий есть то, что мимо городского бюджете, то есть мимо дорог, мостов, водопроводов, крыш больниц, школ, субсидий и пособий уходят очень приличные суммы. А потом нам очень доходчиво объясняют, почему на всё нужно поднимать цены и тарифы.
 
Но мы у себя, в Новой Каховке, уже довольно много сделали, чтобы «поломать хатки» таким коммунальным мошенникам.. Прежде всего, просто собрали представителей громады и рассказали им обо всех подобных схемах, которые знаем. 
 

 
Кроме того, во всеуслышанье объявили, что в течение полугода сделаем работу исполкома совершенно прозрачной. Жители города будут информированы в полном объёме обо всём, что происходит у нас. А значит любой житель города сможет, придя в исполком, ознакомиться с любыми цифрами, любыми документами, любыми решениями и постановлениями, если они не содержат государственной тайны. 
 
Пол – года нам нужно, чтобы разработать конкретные механизмы реализации такого решения. Это мы внесли и в новый Устав города.
От автора. Однако бывает, что сами руководители исполкомов, их родственники и друзья выступают в роли покупателей и приватизаторов. 
 
Но это уже другая история и рассказать об этом могли бы контролирующие и правоохранительные органы. Да вот захотят ли? Во всяком случае, в Херсоне ни о чём подобном пока не слыхали. Видимо, в тёплом южном климате водятся исключительно честные «отцы и матери города».