Международные бренды не торопятся возвращаться в Украину, из-за чего на рынке наблюдается падение импорта более чем вдвое
Спустя три месяца войны украинский рынок одежды испытывает серьезный дефицит товаров иностранных производителей. В то же время это толкает украинцев рассматривать в качестве альтернативы украинские бренды. Но в условиях падения доходов населения и спроса они вынуждены нести весьма ощутимые потери. Об этом говорится в материале "Forbes Украина".
 
"Если валютные ограничения не ослабят, нехватка одежды и обуви усилится еще сильнее за полгода. Будет дефицит… Мы производим только 20% одежды и обуви в Украине. Этого недостаточно", – сообщил гендиректор сети Intertop Украина Сергей Бадритдинов.
Также по оценкам консалтинговой компании Pro-Consulting, импорт одежды и обуви в Украине во время войны снизился почти на 60%.
 
 
Международные бренды являются основными игроками украинского ритейла. Но пока что ушедшие марки не спешат возвращаться. Свидетельство тому – закрытые магазины Zara, Pull&Bear, Bershka и шведского H&M.
 
Также имеются проблемы с доставкой товара, заказанного еще до начала войны. Так, в Украину не доехали футболки, которые сеть Intertop заказала еще до войны.
В общей сложности ритейлер, в портфеле которого находятся более 200 мировых брендов, завез в Украину только 40-45% от заказанных объемов. Причина кроется в том, что банки закончили гарантировать оплату долгов ритейлеров.
 
К тому же одежда, например, футболки и обувь, не входят в перечень критического импорта, который ввели в начале войны. Поэтому компании не могут закупать валюту для оплаты одежды или обуви.
 
.
 
При этом, по мнению гендиректора Pro-Consulting Александра Соколова, дефицит импортной одежды стоит рассматривать как шанс для украинских производителей, чтобы нарастить долю продаж. Он считает, что украинские бренды могут увеличить спрос на свою продукцию.
 
Тем не менее, у международных брендов достаточно рычагов для возвращения своей доли. Так, некоторые из них уже идут на уступки, уменьшая долги на ввозимый товар или отдавая коллекции с большими скидками, чем ранее.
По словам Савчука, в сложившихся обстоятельствах ограниченного предложения со стороны зарубежных брендов, украинцы начинают обращать внимание на украинские бренды. Но владельцы сетей модных бутиков отмечают падение спроса.
 
По словам владельца сети "aTan" Андре Тана сейчас у людей нет денег. Его сеть после 2014-го выросла втрое, до 52 магазинов (сейчас работают только 16). Выручка открытых магазинов упала втрое, в некоторых случаях – в 4-5 раз. Похожая ситуация и у других игроков рынка.
 
 
Также по словам совладелицы магазинов Must Have Анны Коваленко, нынешние показатели хуже, чем во время эпидемии СOVID-19. Поэтому ее компания оказалась вынуждена на 50% сократить коллекцию на весенне-летний сезон, чтобы не накапливать остатки на складах.