Напомним, ещё 7 сентября представители компаний-автоперевозчиков Херсона планировали акцию протеста: требуя повышения тарифа, грозили часть автобусов не выпустить на маршруты...
 
Официально акция, зачинщиками которой выступали МИС и «Корнет-Стиль», не состоялась. Но подавляющее большинство горожан никакой разницы не заметили: ведь каждый день, по сводкам городских служб, на улицы Херсона выходит на 180–200 маршруток меньше плана. Так что получасовое «дежурство» на остановках и автобусы, не останавливающиеся из-за переполненности, – обычная утренняя процедура для многих горожан.
 
 
А в день несостоявшихся протестов, наоборот, те, кто боялся не успеть на работу или учебу, выбирали альтернативные способы передвижения по городу: троллейбусы, пешие «прогулки» или маршруты перевозчиков, не собиравшихся бастовать. В итоге, рассказывают очевидцы, можно было наблюдать чудеса в виде полупустых «38-х»: их обычно днем с огнем не отыщешь, а в тот день ждали их лишь те горожане, которые не знали о предстоящей забастовке.
 
Кстати, сами водители предполагали нечто подобное: «не для прессы» говорили, что инициируют акции хозяева предприятий, а шоферы против протестов, опасаясь, что люди просто станут меньше ездить. Вот и вышло, что заработали тогда маршрутчики намного меньше, чем в обычный день. Как говорится, жадность фраера сгубила.
 
Дабы избежать обострения ситуации с общественным транспортом (хотя куда уж дальше!), 6 сентября в мэрии собрали заседание рабочей группы с перевозчиками. Присутствовали только 2 фирмы-перевозчика из 6 работающих на городских маршрутах – предприятие «Иксора» и КП «Херсонкоммунтранссервис». Начальник «Укртрансбезопасности» Игорь Пастух заявил, что забастовки транспорта противоречат условиям подписанных договоров, поэтому за ними должны следовать меры ответственности.
 
.
 
Предполагается, что рабочая группа будет фиксировать нарушения предприятий-перевозчиков, чтобы в дальнейшем заказчик услуг, то есть горсовет, мог принимать меры. Впрочем, на протяжении последних лет о нарушениях в сфере общественного транспорта – от несоблюдения графиков до отваливающихся на ходу колес автобусов – столько говорили, что непонятно, какой фиксации еще не хватает.
 
Представитель горуправления транспорта на заседании заявила, что при возможном невыходе на маршруты нескольких перевозчиков их «перекроют» остальные. Честно говоря, эти слова вызывают большое сомнение, поскольку если в «мирное время» в Херсоне ежедневно выходят на линии около 60% автобусов от плана, то откуда же возьмется транспорт для «перекрытия»?
 
Например, представитель КП «Херсонкоммунтранссервис» Игорь Токарев сообщил, что в коммунальной собственности Херсона – всего 10 автобусов. И на 4 из них не могут уже полгода найти водителей: из службы занятости ни один соискатель на должность не пришел. С частными же владельцами автобусов ХКТС находится в договорных отношениях.
 
 
Ситуация с общественным транспортом в Херсоне, видимо, достала уже всех. На внеочередном заседании исполкома горсовета 6 сентября областной межотраслевой совет профсоюзов высказал возмущение позицией маршрутчиков. От городской власти потребовали «скорейшего решения вопроса». Иначе, пригрозили, последуют «профсоюзные действия согласно законодательству». С таким же заявлением выступил профсоюз учителей.
 
Но мэр Владимир Миколаенко продолжает гнуть свою линию: «Помните историю, как рассматривались тарифы, которые перевозчики предлагали? Заставить людей работать в убыток никто не сможет. Я благодарю, что сегодня вообще этот транспорт держится».
 
И вечером в день несостоявшейся забастовки мэр провел встречу с главами фракций в горсовете, обсуждая вопрос по маршруткам.
 
 
Глава ОО «ВелоХерсон» Ярослав Концевой, присутствовавший там, назвал мероприятие «цирковым представлением»: «Говорилось, что "сегодняшняя ситуация – это производная от интеграла зимней ситуации" (сами думайте, что имелось в виду)».
 
По его словам, перевозчики открыто признаются, что не соблюдают условия договоров: «"Иксора" (маршрут 43) вместо 9 автобусов выпускает 2–3. ХКТС из 213 выпускает 130. Активно продавливается цена в 5 гривен, другие цифры даже не обсуждаются. О проведении дополнительных расчётов тоже речи не идёт. Поданное перевозчиками зимой творче-ство (на 9–11 гривен) принимается как истинное».
 
Видимо, мэр явно сочувствует позиции перевозчиков, умалчивая о многократных безуспешных попытках общественности получить реальные расчеты их издержек и убытков и услышать математически обоснованные тарифы. И ни слова об обещаниях, которыми «кормили» херсонцев перед предыдущим повышением тарифа – и ни одно не выполнили.
 

 
В городских маршрутках водители в открытую заявляют, что ждут 13 сентября (на эту дату назначено рассмотрение «маршруточного» дела о тарифе), чтобы поднять цену – иначе, мол, работать не будут. А кое-кто не ждет и этого: на прошлой неделе в маршрутке № 47 водитель объявил, что «с субботы проезд по 5 гривен».
 
Цену на проезд херсонцы так или иначе узнают уже в ближайшее время. А вот ждать нормальных условий этого проезда придется, видимо, намного дольше. Да и дождемся ли?..