Новые потери квалифицированных специалистов угрожают промышленности Херсонщины. Здесь назревает вторая волна трудовой миграции корабелов, которая может быть даже мощнее той, что «смывала» за границу газосварщиков, слесарей, сборщиков судовых корпусов и инженеров в начале 90 - х годов прошлого века. Ведь в 90 - х у них дома была хоть какая-то работа , только зарплату они получали бартером : преимущественно продуктами . Теперь о зарплате уже вообще речь не идет, так как количество заказов для всех без исключения предприятий отрасли катастрофически уменьшилось. Доработались до ручки: на четырех верфях областного центра сейчас не строят ни одного корабля! Кормят «завтраками»
 
Крупнейший в регионе Херсонский судостроительный завод месяц назад спустил на воду для мальтийской компании танкер- продуктовоз « СВЛ Юнити » дедвейтом в почти 7 тыс тонн. Событие праздновали помпезно : пригласили правительственных чиновников , торжественный митинг устроили. Но простые рабочие с « массовки » имели на митинге грустные лица : один корабль поднял якоря , а о заказах на другие что-то не слышно. И обнадеживающие новости до сих пор так и не поступили.
 
 
- Переговоры по поводу новых контрактов на строительство судов продолжаются , но их еще не заключили, - честно признала в разговоре с корреспондентом «Голоса Украины» пресс-секретарь Херсонского судостроительного завода Ирина Крылова.
 
А что делать единственному в Украине государственному предприятию по выпуску огромных железобетонных доков для ремонта крупнотоннажных судов, в том числе и военных - херсонскому судостроительному заводу « Паллада »? В 90 -е здесь раз в один-два года отправляли иностранным заказчикам по меньшей мере один такой док. И теперь уже год «ждут у моря погоды» .
 
Факт
 
.
 
По данным Главного управления статистики в Херсонской области , с начала нынешнего года вся судостроительная отрасль Таврии смогла выпустить продукции лишь на 245,7 миллиона гривен . Это стоимость одного крупнотоннажного сухогруза.
 
Вели нескольких продолжительности переговоры с азербайджанской фирмой о строительстве ремонтного дока на 8,5 тысячи тонн , и они закончились ничем - потенциальный заказчик не смог оплатить контракт. Заказов на судоремонт у предприятия нет . О сокращении трудового коллектива на « Палладе » пока не идет, но уже третий месяц 450 здешних корабелов не получают зарплату. Да и работают одну неделю - четыре из пяти рабочих дней , а в следующем - три . Полсотни специалистов связанного с « Палладой » конструкторского бюро « Изумруд » вообще выходят на работу один день в месяц . После окончания смены рабочие и инженеры идут за проходную с « похоронным » настроением : семьи ждут от своих кормильцев денег , а они их только « завтраками » и способны накормить .
 
На других верфях рабочих тоже не сокращают только потому , что дальше уже сокращать некуда - остался « костяк » трудового коллектива , без которого возродить производство будет крайне трудно . Небольшие частные фирмы- субподрядчики , которые обычно брались за покраску трюмов , зачистку корабельных корпусов от ржавчины , в большинстве своем заказ потеряли и отказались от услуг сотен херсонцев , которые работали по временным трудовым соглашениям . Итак , на « биржах труда » в ближайшее время безработных должно ощутимо прибавиться.
 
 
Слишком дорогие суда
 
Ради объективности надо добавить , что ситуация после непродолжительного оживления ухудшается не только на верфях Херсона , но и во всей области кораблестроения страны . Эксперты называют разные причины ее упадка : отток опытных кадров за границу , устаревшее оборудование , чрезмерное налоговое давление. Все эти болезненные проблемы , конечно , существуют. Однако руководители предприятий, которые сегодня едва выживают, убеждены, что конкуренцию с иностранными судостроителями они проигрывают прежде из-за чрезмерного завышения стоимости кредитных ресурсов.
 
Недавно в Минпромполитики созвали очередное представительное совещание с руководителями судостроительных и судоремонтных заводов. Говорили о будущем стратегических для территориальных общин и национальной экономики предприятий и услышали общее мнение их директоров : чтобы вытянуть отрасль из кризисной пропасти , абсолютно необходимо удешевления финансовых ресурсов через эффективные механизмы государственной поддержки. Ведь различных программ развития судостроения у нас наплодили достаточно, а вот « подкрепить » их материально так и не сумели.
 
 
Дословно
 
«Строительство судов - это долгосрочные проекты , и воплощение их в жизнь за собственные средства заказчиков и верфей невозможно . Нужны ссуды , однако кредиты, выдают на срок свыше года , и банковские гарантии в последнее время стали слишком дороги. Поэтому и себестоимость украинских судов сейчас на 15-20 процентов выше , чем у наших конкурентов из России , Польши, Турции . Вот и последствия: тамошние предприятия работают на полную мощность , а наши хронически простаивают » , - говорит директор херсонского судостроительного завода « Паллада »Дмитрий Ермаков .