В Херсоне можно снимать фильмы ужасов. Великое множество режиссёров со всего мира едут в Украину снять Чернобыльскую АЭС. Среди них есть и такие, что просто используют страшные руины “мертвого города” как декорации для фильмов ужасов. В Херсоне, конечно, атомные электростанции не взрывались, но есть в  городе парочка мест, где вполне могли бы обитать зомби, монстры и всякого рода нечисть. И эти потенциальные “съёмочные площадки” находятся не в каких-то забытых Богом окраинах, а в густонаселенных районах…
 
Кромешная тьма, невыносимый запах отбросов, опасные ямы, использованные шприцы и горы мусора – все это скапливается в людных местах, совершено не предназначенных для свалок или общественных туалетов. Речь  о херсонских подземных пешеходных переходах. Всего в нашем городе их пять.  На проспекте Ушакова, улице Карла Маркса и Николаевском шоссе “подземки” худо-бедно выполняют свое прямое предназначение и, благодаря косметическому ремонту, имеют сносный внешний вид. А вот на площадях возле ХБК и около речпорта о безопасном переходе через дорогу даже думать не стоит.
 
 
Цель – остаться в живых
С открытием торгово-развлекательного центра на ул. Залаэгерсег,  количество пешеходов  и машин в этом районе значительно возросло. Толпы взрослых и детей проводят много времени в ожидании подходящего момента, чтобы “проскользнуть” сквозь поток машин на противоположную сторону улицы. Площадь у ХБК стала крайне опасным участком. Многие интернет-издания писали, что владельцы ТРЦ  планируют соорудить для своих посетителей надземный переход. А тем временем на этой же площади призывно “красуется” знак подземного пешеходного перехода, который может привлечь не только ищущих безопасность херсонцев, но и приезжих. 
 
Как же выглядит безопасность по-херсонски? Первое, что  видим, –   обшарпанные стены и ржавые поручни, а дальше – темнота… Подавив  инстинкт самосохранения,  спустились вниз, и то, что можно было разглядеть – шокирует. Горы мусора и мерзкий запах – ничто, по сравнению с метровой ямой, переполненной использованными шприцами. И это в жилом районе, где могут гулять дети! Вход сюда ничем не перекрыт, более того, он  еще и обозначен знаком – своеобразным    “Добро пожаловать”…
Не отстаёт от ХБК и Речпорт. Подземный переход на Одесской площади хоть и меньше по размеру, но проблемы имеет огромные. Отметим, что люди, которые хотят попасть в речпорт, за неимением альтернативного варианта вынуждены ходить по железнодорожным путям. 
“Люди не должны ходить по рельсам,– жалуется местный житель Виктор,– это неправильно, это до первого несчастного случая. Этот переход, еще в советское время, создавался именно для того, чтобы обезопасить людей от грузовых поездов”. Со времен распада СССР миновало 22 года, а как обстоят дела сейчас? Осмотр местности утешительных результатов не дал – грязь, вонь, бродячие псы, торчащая со стен ржавая проводка. В это время, внутри подземелья разгуливали двое мальчиков-подростков и парень постарше.  Саша – тот, что старше, сказал о местной “достопримечательности”: “Сюда, в подземный пешеходный переход, все ходят в туалет и курят. Это удобно, потому, что по району иногда рыщет милиция. А здесь её не бывает”...
Несмотря на вышеупомянутые “преимущества”  “подземки”, Саша утверждает, что готов пожертвовать перекуром, если здесь уберут мусор и сделают ремонт. 
Мы попытались узнать, кто отвечает за состояние подземных переходов в Херсоне. Как оказалось, это не так просто…
 
У подземок нет хозяина
Первое, что мы сделали –  отправили запрос на получение информации  в городской совет. Странное совпадение, но именно после того, как редакция газеты “Вгору” заинтересовалась  темой, во многих Интернет-изданиях стала появляться информация, что мэрия планирует отдать подземные пешеходные переходы  в долгосрочную аренду инвесторам. Несмотря на это, в ответе на запрос сказано, что в 2012 и 2013 годах горсоветом были приняты решения, согласно которых все 5 подземных переходов предусмотрено передать на баланс КП “Дорожник” (на праве  хозяйственного ведения*). “З метою належного утримання підземних пішохідних переходів у м. Херсоні, міська рада вирішила: закріпити за КП “Дорожник” на праві господарського відання* об’єкти нерухомості – підземні пішохідні переходи…”,–  написано в копии решения городского совета.
 
.
 
Для подтверждения этой информации мы отправили еще один запрос, в этот раз коммунальному предприятию “Дорожник”. В ответе, директор КП – Александр Николаевич Золотарёв – утверждает, что подземные переходы на балансе КП “Дорожник” не состоят, и за их состояние он не отвечает. В одном только сходятся горсовет и “Дорожник” – “На 2013 рік не передбачено бюджетні призначення на ремонт та утримання підземних пішохідних переходів”.
 
Для того, чтобы расставить все точки над “і”, мы позвонили директору “Дорожника”. Он наотрез отказался встречаться с журналистом и отвечать на какие-либо вопросы. Но по поводу решений горсовета все же высказался: “Ну, не знаю. У нас на балансе их нет. Мы в тендере на обслуживание подземных переходов не участвуем, уборкой мы не занимаемся. Мы вообще никакого отношения к этим переходам не имеем”. 
 
Несовпадение ответов “Дорожника” и мэрии на один и тот же вопрос Александр Золотарев объяснил так: “Есть решение сессии, но мы его не принимали. Для того, чтобы принять объект недвижимости на баланс, должны были выделить деньги на обслуживание, а перед этим привести объект в порядок, сделать там ремонт”. 
 
 
Итак,  наш горсовет наградил “Дорожник” правом хозяйственного ведения над подземными переходами в городе, но, как видим, забыл сообщить об этом директору коммунального предприятия. Ни один из указанных выше подземных переходов не был передан по документам в ведение “Дорожника”. Вот и получилась такая ситуация: решение сессии есть, но оно не выполнено. Нет хозяина у пугающих подземок. Вот и зависли они в воздухе, никому не нужные. А пока продолжают служить мусоросборниками и сортирами, а не обеспечивать безопасность на дорогах. 
 
Но ведь в трёх других подземках, там, где есть ларечки, дела обстоят получше. Там даже ремонт проводится, хоть и поверхностный.
 
Разруха в головах 
А тем временем, два наиболее проблемных, аварийных  перехода продолжают зиять полуразрушенным подземным нутром. Входы-выходы никто и не собирается перекрывать. Менталитет у чиновников такой: “Пока гром не грянет...!” Дай бог, чтобы ни в одном из этих  “подземелий ведьм” не было несчастных случаев с трагическим исходом. 
Но власти просто обязаны отреагировать на эту публикацию! Не должно быть в нашем солнечном Херсоне мест, напоминающих декорации голливудских фильмов ужасов! А если чиновники ничего не могут поделать с валом разрушающихся дорог, с неремонтированными  по 10-20-30 лет домами, потрескавшимися и облупленными стенами, дырявыми дверями, страшными лифтами, и разверзающимся под напором аварийной воды асфальтом, то, очевидно, нужно найти в себе силы и освободить место за столом во властном кабинете для кого-то более толкового и  ответственного. Ведь если  разруха коренится в первую очередь в голове чиновника, который должен отвечать за отсутствие разрухи, – что тогда делать?
 
 
* Право господарського відання (Право хозяйственного ведения) є речовим правом суб’єкта підприємництва, який володіє, користується і розпоряджається майном, закріпленим за ним власником, з обмеженням правомочності розпорядження щодо окремих видів майна. Умови передачі майна. Користувач приймає майно згідно з актом приймання – передачі. (По словам директора КП “Дорожник”, этого акта он не видел).