Рыночные цены на электричество хотели ввести для населения еще до войны, однако не решались по социально-политическим соображениям. Война, говорят чиновники, теперь приблизила этот шаг
В Украине уже с 1 апреля могут повысить стоимость электроэнергии для населения. По одной из четырех разрабатываемых концепций, тариф должен возрасти вдвое – с нынешних 1,44 грн/кВт-ч до 2,8 грн/кВт-ч. Однако не исключается полная отмена фиксированных тарифов и перевод бытовых потребителей на свободное ценообразование. А рыночные цены, по которым оплачивают счета юридические лица, сегодня составляют около 5 грн/кВт-ч.
 
Это означает, что в среднем платежка за электричество в Украине может возрасти с нынешних 240 грн в месяц до 470 грн (при тарифе 2,8 грн/кВт-ч) или приблизительно до 840 грн (при полностью рыночном ценообразовании).
Власти обосновывают необходимость увеличения тарифа несколькими причинами, главная из которых – восстановление поврежденной в результате российских обстрелов энергетической инфраструктуры к следующему отопительному сезону. На это нужны значительные средства, которых в отрасли не хватает из-за вручную устанавливаемых цен для населения.
 
 
На самом деле, рынок электроэнергии уже много лет страдал от недофинансирования из-за нерыночных тарифов. Это вредило и качеству услуг. UBR.ua рассказывает, как отрасль боролась за отмену ручного регулирования до 2022 года, почему власти вернулись к этому вопросу сегодня и целесообразно ли все-таки поднимать стоимость услуги во время войны.
 
Как формируется тариф на электроэнергию сегодня
На данный момент в Украине действует система обеспечения "общественных интересов" на рынке электрической энергии (ПСО), заключающаяся в искусственном удержании тарифов на уровнях 1,44 грн/кВт-ч (в случае потребления домохозяйством до 250 кВт-ч в месяц) и 1,68 грн/кВт-ч (за все киловатты при потреблении свыше 250 кВт-ч в месяц).
 
Задача обеспечивать эти цены возложена на энергогенерирующие государственные компании – оператора атомных станций НАЭК "Энергоатом" и "Укргидроэнерго".
 
.
 
Они должны компенсировать "поставщикам универсальных услуг" (аббр. ПУУ – это компании вроде ДТЭКа, напрямую продающие электричество бытовым потребителям) разницу между рыночной стоимостью электроэнергии и 1,44-1,68 грн/кВт-ч, за которые ПУУ продают ее домохозяйствам.
 
Для сравнения, в феврале оптовая цена ресурса составила в среднем 3,213 грн/кВт-ч, что вдвое превышает тариф для населения. В том же феврале для малых промышленных клиентов компании "ДТЭК Киевские электросети" она была установлена в 4,88 грн/кВт-ч (первый класс напряжения) и 5,33 грн/кВт-ч (второй).
 
Срок действия постановления правительства о ПСО истекает 31 марта 2023 года. Поэтому КМУ нужно либо продлить документ (оставив в действующей редакции или обновив ее), либо дождаться отмены, переведя отрасль на рыночные рельсы.
 
 
Волки не сыты, овцы не целы. Рыночные цены обсуждались и до войны, но их не ввели
Внедрить полноценный рынок для электроэнергии в Украине хотели еще до войны. Систему ПСО, принятую в 2019 году как переходную перед рыночной, практически сразу начали критиковать как в энергокомпаниях, так и в экспертном сообществе.
 
Тогда модель была еще менее выгодной для генерирующих госпредприятий: они обязаны были не компенсировать, а сразу реализовывать э/э по фиксированной цене. Для НАЭК ее установили в 15 копеек/кВт-ч, а "Укргидроэнерго" получало всего 1 копейку за киловатт своего ресурса.
При этом себестоимость производства киловатта у "Энергоатома" составляла 54 копейки. В результате ПСО компания завершила 2020 год с убытком в более чем 4,8 млрд грн. По подсчетам эксперта DiXi Group Богдана Серебренникова, если предприятие реализовало бы в тот период всю свою электроэнергию на рыночных условиях, то смогло бы дополнительно получить около 40-45 млрд грн.
 
В конце 2020 года НАЭК предложил отменить ПСО, обосновывая это тем, что иначе в следующем году его убытки выросли бы до 10,8 млрд грн. Из-за этого компания не имела бы средств для ремонтных работ, что угрожало вынужденным отключением энергоблоков.
 
 
Оператор атомных станций, советуя отменить ПСО, рекомендовал начать обеспечивать социально приемлемый уровень тарифов за счет прямого субсидирования из госбюджета. Деньги на это после отмены механизма могли бы появиться благодаря возросшей выручке предприятия, которое, соответственно, увеличило бы отчисления в казну.
Правительство не решилось полностью принять предложение "Энергоатома", но все же начало обновлять механизм ПСО таким образом, чтобы, как впоследствии выразился замминистра энергетики Украины Юрий Власенко, "и волки остались сыты, и овцы целы".
 
Сперва, в январе 2021 года, КМУ отменил "льготный" тариф на первые 100 кВт-ч, который ранее составлял 90 копеек/кВт-ч, и ввел единую цену для всех бытовых потребителей в размере 1,68 грн/кВт-ч, независимо от объема потребления.
 
Через 10 месяцев обсуждений, с октября 2021 года, модель ПСО окончательно изменили до нынешней: "Энергоатом" и "Укргидроэнерго" стали реализовывать весь свой ресурс по цене оптового рынка, но получили обязанность впоследствии выплачивать компенсации ПУУ. При этом тариф для населения был снижен. Для 80% украинских домохозяйств (по подсчетам властей, именно такое число потребляет менее 250 кВт-ч электроэнергии в месяц) тариф начал составлять 1,44 грн/кВт-ч.
 

 
По итогам 2021 года НАЭКу удалось выйти в прибыль свыше 1,3 млрд грн. Однако в целом попытка властей усидеть на двух стульях – и удержать тарифы, и привести в порядок финансовую систему рынка – не увенчалась успехом.
 
ПУУ постоянно жаловались на несвоевременное предоставление им компенсаций. Компании на разных сегментах рынка накапливали задолженности друг перед другом. Финансовые проблемы сказались на энергетической инфраструктуре, что в конечном счете понизило качество услуг.
 
"Еще до полномасштабной войны в Украине были очень большие проблемы с электросетями и поставками э/э. По показателю SAIDI, отображающему длительность перерывов в электроснабжении в разных странах, Украина была последней в Европе. В предпоследней стране, Румынии, перерывов было, насколько я помню, в 4-5 раз меньше, чем в Украине", – рассказал директор энергетических программ "Разумков Центра" Владимир Омельченко.
 
 
Эксперт уверен, что основная причина этого – в нерыночном ценообразовании, введенном в Украине по политическим соображениям.
 
Война обострила проблему – тариф, скорее всего, повысят. Вопрос – на сколько
Обстрелы энергетической инфраструктуры Украины со стороны РФ и рост себестоимости коммунальных услуг вновь вернули в повестку дня вопрос повышения тарифов.
Еще 30 января глава Нацкомиссии, регулирующей сферы энергетики и ЖКХ (НКРЭКУ), Константин Ущаповский, отметил в эфире телемарафона, что в соответствии с предложением президента цены на электричество и водоотвод не будут расти до конца отопительного сезона. Но в дальнейшем рынок придется стабилизировать – "сейчас под эгидой Кабинета министров действует рабочая группа", занимающаяся соответствующими предложениями, заявил Ущаповский, не конкретизируя эти предложения.
 
Вопрос повышения стоимости водоснабжения и электричества начал обсуждаться еще и потому, что эти коммунальные услуги не подпадают под действие закона о моратории на рост тарифов до конца военного положения – в отличие от цен на газ, тепло и горячую воду. НКРЭКУ еще в декабре 2022 года запланировала увеличить тарифы на водоснабжение и водоотвод, но в итоге отменила свое уже принятое постановление.
 
 
10 марта Нацкомиссия вернулась к вопросу пересмотра тарифов на водоснабжение, а несколько ранее было заявлено о намерениях повысить цену электричества. Довольно детально об этом в интервью изданию "Апостроф" от 20 февраля рассказал советник премьер-министра Юрий Бойко.
 
Исходя из его слов, планы повысить тариф продиктованы необходимостью восстанавливать уничтоженные и поврежденные электростанции. Хотя оператор сетей "Укрэнерго" и рассчитывается с производителями за электроэнергию, этого недостаточно для ремонта генерирующих мощностей, заметил Бойко.
Необходимые средства производители могли бы получить, привлекая инвестиции. Однако установленные КМУ убыточные тарифы закрывают перед генерацией рынки частных заимствований, пояснил советник премьера.
 
 
Сейчас прорабатывается несколько концепций повышения тарифов, продолжал Бойко. Наиболее радикальная из них предполагает рост цен сразу до рыночного уровня, остальные вводят разнообразные графики повышения с целью "смягчения экономических последствий" для населения.
При этом он подчеркнул, что без принятия одной из этих стратегий кризиса в отрасли не избежать. По его мнению, чем радикальнее будет повышение цен, тем скорее в Украину придут инвестиции.
 
"Всего существует четыре варианта повышения тарифа", – сказал первый замглавы комитета ВР по вопросам энергетики и ЖКХ Алексей Кучеренко. Он уточнил, что по одному из них для небольших объемов потребления предусматривается тариф в 2,8 грн/кВт-ч, а для больших цена может стать и рыночной. По другой модели для всех потребителей установят единый тариф в 2,8 грн за киловатт.
При любом исходе власти собираются поддержать уязвимые категории населения за счет адресных субсидий на ЖКХ, что, напомним, в 2020 году предлагали сделать в "Энергоатоме".
 
Как вырастут платежки и оплатят ли новый тариф граждане
Говоря об адресных субсидиях, их сторонники всякий раз напоминают, что действующая сейчас модель ПСО делает электроснабжение равноценным как для малоимущих граждан, так и для состоятельных. Как заметил Юрий Бойко, на ПСО государство тратит уже 140 млрд грн в год, в то время как для обеспечения адресных субсидий потребуется около 40 млрд грн (согласно оценке от 2021 года).
 
 
Вместе с тем, остается неясным, хватит ли в бюджете средств на предоставление адресной помощи при увеличении тарифа. Суммарно на все ЖКХ-субсидии власти заложили в 2023 году почти 38 млрд грн, что меньше озвученной Бойко суммы. Кроме того, даже если бюджета хватит на помощь уязвимым слоям населения, увеличение тарифа точно скажется на стоимости жизни большей части украинцев, располагающих сравнительно небольшими доходами, но не имеющих право на субсидии.
 
В 2020 году среднемесячное потребление э/э одним украинским домохозяйством составило 168 кВт-ч (последние публично доступные сведения, которые удалось найти изданию – на сайте НКРЭКУ эти данные отсутствуют). Исходя из этого, средний размер платежки при тарифе 2,8 грн/кВт-ч должен составить 470 грн. При переходе на рыночное ценообразование, если исходить из данных ДТЭК об их сегодняшних тарифах почти в 5 грн/кВт-ч для малых небытовых потребителей, платежка возрастет до 840 грн.
 
Отметим, что эти расчеты приблизительные. Так, киевляне, по данным ДТЭК о месячном потреблении своих клиентов в 2020 году, в среднем расходовали в месяц 190 кВт-ч. В то же время, при рыночном ценообразовании, заметил портал, Владимир Омельченко, тариф для бытовых потребителей может и превышать тариф для юрлиц, как это происходит в Европе.
 

 
Он пояснил, что бизнес, с одной стороны, покупает электричество в больших объемах, на основании чего может рассчитывать на скидку. С другой стороны, для транспортировки э/э населению компании тратят больше средств на распределение ресурса.
Так или иначе, но Омельченко не верит, что украинцы не смогут оплачивать сформированную рынком стоимость электроэнергии.
 
"Грубо говоря, сейчас в среднем украинцы платят 150-200 грн в месяц за электроэнергию, а рыночная цена составит приблизительно 400-500 грн. В принципе, для работающей семьи это абсолютно небольшие деньги", – выразил мнение Омельченко.
 
Властям будет проще пойти на увеличение тарифа еще и в связи с тем, что данную услугу легче всего отключать должникам поквартирно, заметил нам глава Союза потребителей коммунальных услуг (СПКУ) Олег Попенко
"Уже после 2 месяцев неоплаты можно ожидать, что к вам придут и обрежут поставки. Население, боясь остаться без э/э, исправно платит – общая задолженность по электроэнергии не превышает 5% от задолженности по всем коммунальным услугам", – аргументировал свое мнение Попенко.
 
И все же, по мнению руководителя сектора "Энергетика" Офиса эффективного регулирования BRDO Антона Зоркина, правительство не пойдет на повышение цен до рыночного уровня из-за того, что сегодня он слишком сильно превышает тарифы для бытовых потребителей.
 
"Одномоментное приведение тарифов к рыночному уровню существенно увеличит расходы населения, что в условиях сокращения доходов может вызвать рост социальной напряженности. Радикальное решение проблемы нерыночных механизмов ценообразования уже давно перезрело, но, на мой взгляд, по политическим соображениям будет выбран вариант поэтапного повышения цены", – высказал мнение Зоркин.
 
Вместе с тем, как предположил Алексей Кучеренко, исходя из риторики властей, новые тарифы, скорее всего, будут введены не с 1 апреля, а через пару месяцев. Слишком сильное удорожание счетов менее вероятно еще и потому, что новое тарифообразование будет внедрено только после одобрения президента, который "осторожно относится к социальным моментам".
 
Одного тарифа – не хватит. Окупится ли удорожание платежек
Помимо прочего, советник премьера Юрий Бойко обосновывал необходимость поднятия тарифа тем, что это упростит компаниям привлечение инвестиций для развития и восстановления поврежденной инфраструктуры. Однако, по мнению Антона Зоркина, размер тарифа не влияет на доступность заимствований ни в случае частных тепловых электростанций, ни в случае государственных "Энергоатома" и "Укргидроэнерго".
 
Последние, после отмены льготных цен для населения, поясняет Зоркин, получат возможность направить дополнительную прибыль в развитие. Однако, в целом власти могут одновременно и сохранить действующую модель ценообразования до окончания войны и найти средства для восстановления инфраструктуры.
 
"Сохранение льготных цен и восстановление разрушенных объектов – это независимые друг от друга вещи. А финансировать восстановление можно либо за счет роста цены продаваемой производителями электроэнергии и роста стоимости услуг сетевых компаний, либо за счет внешних (для энергокомпаний) источников – помощь украинского/иностранных правительств и организаций", – полагает эксперт BRDO.
 
В свою очередь, Владимир Омельченко отметил, что одно увеличение тарифа и рост дохода компаний не будет гарантировать, что дополнительные средства пойдут на инфраструктурные нужды.
"Регулятор должен следить и контролировать, расходуются ли дополнительные средства в соответствии с инвестиционными программами компаний, чтобы не случилось как на рынке газа в 2016 году. Тогда тариф повысили в 8 раз, но, вопреки обещаниям, так и не увеличили добычу, отрасль продолжила деградировать", – обратил внимание эксперт "Разумков Центра".