Законопроект о возвращении технического осмотра личного автотранспорта граждан, подготовленный Министерством инфраструктуры, вызвал большой интерес среди владельцев автомобилей и бурное обсуждение в обществе. Одной из самых противоречивых оказалась норма о том, что автомобили старше 15 лет не будут допускаться к техосмотру. Заработают ли новые правила с 1 января и поможет ли возвращение техосмотра снизить количество ДТП - узнавал "Апостроф".
 
Напомним, что процедура обязательного техосмотра в Украине действовала до 2011 года. Тогда это была рафинированная 100-процентно коррупционная схема, которая никакого отношения к техническому состоянию автомобилей не имела. Просто каждый автовладелец раз в два года выплачивал местным гаишникам определенную сумму за талон, удостоверяющий прохождение техосмотра и дававший право ездить в течение следующих двух лет.
 
 
В 2011 году, имитируя борьбу с коррупцией, правительство тогдашней Партии регионов отменило техосмотр и с тех пор к этому вопросу государство не возвращалось. Однако сейчас эту процедуру планируется вернуть уже с начала следующего года. Мотивирует это правительство тем, что внедрение технических осмотров всего автотранспорта якобы предусмотрено Соглашением об ассоциации с ЕС.
 
"Техосмотр действительно является обычной процедурой в странах ЕС, направленной на контроль за экологией и безопасностью дорожного движения, - говорит "Апострофу" основатель портала dtp.kiev.ua Владислав Антонов. - Однако внедрение его прямо сейчас вряд ли целесообразно, поскольку в данный момент у населения Украины есть множество других проблем. Необходимо пережить зиму, избежать массового выезда людей за границу".
 
Срочное введение новой процедуры в разгар войны, по мнению эксперта, нецелесообразно еще и потому, что техническое состояние автомобилей является далеко не главной причиной ДТП в Украине.
 
.
 
"На этот фактор приходится очень незначительная часть аварий - буквально доли процента, - пояснил Владислав Антонов. - Основными же причинами являются нарушение правил дорожного движения (вождение в нетрезвом состоянии, превышение скорости, несоблюдение дистанции), ошибки водителей, недочеты инфраструктуры (развороты на скоростных трассах, отсутствие или неисправность светофоров, перекрестки без обозначения приоритетности проезда или регулирования и т.д.). И ни на одну из этих причин наличие или отсутствие техосмотров никак не влияет".
 
К тому же для коммерческого автотранспорта, который эксплуатируется в наиболее интенсивном режиме, техосмотры в Украине продолжают существовать.
 
"И это правильно, поскольку вероятность неисправностей, влияющих на безопасность движения, там намного выше, – говорит Владислав Антонов. – Например, в Киеве были случаи, когда у маршруток во время движения отваливались колеса, и однажды такое колесо даже убило человека. Вместе с тем, с частным автотранспортом подобные аварии случаются очень редко".
 
 
По мнению эксперта, с возвращением техосмотра возродятся и коррупционные явления, всегда сопровождавшие эту процедуру. Тот факт, что по плану правительства осмотр будет проводить не полиция, а специально сертифицированные СТО, мало что изменит в этом плане.
 
"Владельцы машин на этих станциях получат возможность за определенную сумму проходить осмотр, даже там не появляясь, - считает эксперт. - А СТО, в свою очередь, уже будут договариваться с полицией. Таким образом, можно будет получить свидетельство о прохождении технического осмотра даже на ржавый кузов автомобиля" .
 
Одним из наиболее резонансных положений предлагаемого законопроекта является ограничение на возраст автомобилей. По плану правительства, автомобили старше 15 лет не будут допускаться к техосмотру. По сути, они будут запрещены к эксплуатации и владельцы должны будут сдать их на металлолом.
 
 
Такая забота об обновлении отечественного автопарка была бы целесообразной и полезной, если бы ее можно было практически воплотить. Даже до войны Украина была страной подержанных машин. Подавляющее большинство автопарка составляют машины "не первой молодости". Как только появляется такая возможность, в страну сотнями тысяч завозятся подержанные автомобили из Европы и США, позволяющие получить возможность передвижения за относительно небольшую сумму, доступную кошельку рядового украинца. Приобрести новый автомобиль из салона - роскошь, доступная очень небольшому проценту населения.
 
"Средний возраст автомобилей составляет 12 лет, - говорит Владислав Антонов. - В стране эксплуатируются миллионы автомобилей старше 15 лет. И запрет на их использование вызовет массовое возмущение. Конечно, у старших машин вероятность неисправностей выше. И возможно было бы целесообразно осуществлять более жесткий контроль за их техническим состоянием, например, ввести техосмотр автомобилей старше 15 лет. Но просто вывести их из эксплуатации мы не можем себе позволить. Украина не настолько богата страна, чтобы ее граждане могли себе позволить каждые два-три года покупать машину в салоне, а затем продавать ее и брать новую".
 
Отметим, что предложенный министерством законопроект еще не представлен в парламент и, вероятно, находится в фазе окончательного согласования текста. Так что в нем еще возможны изменения. Остается надеяться, что в окончательной редакции он не будет содержать явно коррупционных норм и не оставит значительную часть населения, которое сегодня прилагает огромные усилия для поддержания экономической активности, выживания, без "колес".