Читательница «ТХ» Тоня Задорожная пишет: «Добрый вечер, Типичный Херсон. Хочу рассказать о том, как девочки из «Burger city», который на Фабрике, зарабатывают себе «на чай», обманывая покупателей, и о том, какое там нехорошее обслуживание. Сегодня мы с друзьями в этом «Burger city» взяли 4 чизбургера и 2 пива по 0,5 л. Девочка из обслуживающего персонала назвала сумму − 60 гривен, и пока вторая наливала пиво в пластиковые(!!!) 0,5 бокалы, мы расплатились двумя купюрами по 50 гривен. Нам дали сдачу − 10 гривен! И, что важно, мы не получили чек.

Насколько я знаю, чеки девочки выдают только иногда, что по сути неправильно. О том, что нас так обманули, поняла спустя часа три, когда уже, собственно, доказать ничего нельзя. К сожалению, это не первый подобный случай в «Burger city» за последнюю неделю. Ранее мою подругу подобным образом обманули на 15 гривен.
Будьте внимательны, когда берете что-то в этом месте, и обязательно проверяйте сдачу и требуйте чек».

Несмотря на иностранные названия, суть заведения какая – общепит, торгующий фаст-фудом. Еще и деньги официантки тырят. Бывает, администрация подобных бургер-ситей торжественно рассказывает «мы солидное заведение», и становится смешно. Это звучит как заявление: «Я – завхоз этих чипсов!» К слову, к разбирательству как раз и следовало привлечь администрацию, да и зачем им такие официантки? Они же портят репутацию заведения. В городе полно других более порядочных девочек, которые ищут работу. Но клиенты в таких случаях обычно не обращаются к администратору, не желая портить себе нервы и отдых. А персонал обсчитывает дальше. Если в помещении есть хоть сколечко достойное видеонаблюдение, вполне реально увидеть, сколько денег официант брал, что принес, какую дал сдачу. К сожалению, видеонаблюдение во многих наших заведениях – фикция.

Что в общепитах противоречит Закону о защите прав потребителей:
- Отсутствие действующей жалобной книги.
- Чек, полностью написанный от руки. Расчетным считается документ установленной формы и содержания (кассовый или товарный чек, расчетная квитанция). Все владельцы ЧП обязаны выдавать покупателю расчетный документ.
- Отсутствие чека вовсе: если после еды клиенту станет плохо, он будет долго доказывать, что отравился именно там.

Распространенное явление: официант поясняет клиентам, что якобы сломался кассовый аппарат, поэтому заведение вынуждено рассчитать чеком от руки, хотя на самом деле у них расчетный аппарат. А полученную от клиентов сумму официант делит между собой и барменом. О чаевых: в основной массе заведений в счет уже включен процент за обслуживание.

Принципиально важно знать, что отсутствие чека или другого документа, подтверждающего факт покупки или заключения договора на выполнение работ или услуг, в большинстве случаев выводит потребителя из правового поля, на которое распространяется Закон Украины «Про захист прав споживачів». Отсюда начинается поле действия налоговой – чтобы в обязательном порядке выдавали чеки или квитанции.

Начальник управления налогового контроля ГНС в Херсонской области Светлана Мариенчук предлагает обращаться к налоговикам: «Обращение пострадавших − наиболее действенное средство выявления нарушений кассовой дисциплины. Поводом для проверки может быть только жалоба гражданина или сообщения от других государственных органов. Со своей стороны налоговики будут оперативно реагировать на сигналы о возможных нарушениях». То есть, предлагается сообщать непосредственно в налоговую о местах продажи товаров и услуг, где отказываются выдавать чек.

Государственная налоговая инспекция в Херсоне находится на ул. И. Кулика, 143-А, тел. (0552) 32-74-00, 32-74-20. Также в центре города располагается вышестоящая над городской структурой областная налоговая инспекция: просп. Ушакова, 75, (0552)-42-76-44 приемная, 42-12-27. Очевидно, в налоговой от вас попросят письменное заявление – как это происходит и в управлении защиты прав потребителей.

Юристы рекомендуют в любых случаях, будь то недовольство ЖЕКом, магазином или другим сервисом, писать жалобу в 2 экземплярах и оставлять 1 заверенный экземпляр себе. Так человек может доказать, что он вообще куда-то жаловался. Если имеется желание наказать заведение, наказывайте. Тем более – есть свидетели. Не стесняйтесь обращаться в СМИ, они для этого и существуют, не только для лобызания господ из мэрии и облсовета. Наш потребитель, конечно, может постоять за себя сам и, таскаясь по конторам, писать заявления. Но вокруг расплодилось достаточно структур, обязанных защитить права потребителя и закон в целом, − это их работа. Пока же заявление самого потребителя служит отправной точкой для того, чтобы началась хоть какая-то реакция.