С 24 мая по 2 июня наш город ожидает культурное и туристическое событие, имеющее для Херсона огромное значение. Это 15-й Международный фестиваль «Мельпомена Таврии». Что бы ни происходило за кулисами, хорош спектакль или плох, зрителей все равно будет полон зал. Побывать на «Мельпомене» − вопрос имиджа, дело престижа. Участие в «Мельпомене» предполагает высокий уровень мастерства.
Расширение рамок современных постановок на международной херсонском фестивале все же имеет свой предел: к примеру, такие деятели искусства как Андрей Жолдак (потомок Тобилевичей и праправнук драматурга Карпенка-Карого, был единожды на фестивале, больше не приглашали) или авангардный режиссер-вредина Роман Виктюк – под большим вопросом.
Прошли те времена, когда организаторы обращались к разным театрам и приглашали их приехать. Надо отдать херсонскому театру должное: теперь разнообразные коллективы заполняют заявки на участие сами и готовы приезжать к нам ежегодно. Да, фактически 10 лет "Мельпомену" посещает регулярный костяк прижившихся коллективов - слава богу, с разными спектаклями. И плюс их количество увеличивается, привлекаются новые. Так многие театры нашли нишу своего фестивального участия.
«Мельпомена Таврии» имеет свои предпочтения в действах: хорошо принимается классика, в том числе украинская, спектакли с обилием хореографии и музыки, комедии и трагедии и т.д. общедоступного понимания. Здесь публика интеллигентно-народная и ориентирована больше на развлечения, чем на размышления о театральных экспериментах, где надо быть шибко образованным и думать о теории и практике искусства в историческом разрезе. Все безыскусно, отсюда и утилитарно-прикладной характер фестиваля, что тоже необходимо. Экспериментаторам не взять главный приз, и нет им смысла к нам ехать. В какой-нибудь Берлин - есть смысл.
После первых трех лет ориентация фестиваля приобрела четкое направление: показываемое должно быть понятно всем, и минимум эротики. Именно такое ощущение складывается, когда вспоминаешь, кто и с какими спектаклями приезжал в Херсон. На «Мельпомене» Иван Франко, Леся Украинка, Карпенко-Карый и другие творцы прошлых веков приобретают второе дыхание. Поднадоев в школьных учебниках и рискуемые быть замененными на Гарри Поттера, они могут выжить хотя бы здесь. Как и Чехов, «Чайку» которого из молодежи читали единицы. Театр знакомит нас с тем, что мы уже не успеваем прочесть в усиливающейся суете.
Режиссеры как могут модернизируют классику, и, может быть, это современное искусство? Не совсем. У прошлого свои сценарии, у настоящего – свои. Сценарий современного спектакля в идеале писан с нуля, в нем герои – наши современники. Поэтому нельзя сказать, что «Мельпомена» всецело блещет новаторской подачей идеи, да и нужна ли эта подача обывателям? Десять хорошо отыгранных вариантов "Украденного счастья" по классике всех вполне устраивает.
Если спецэффекты есть - вообще улет! И достаточно взглянуть на регламент приближающегося праздника искусства, чтобы понять эту очевидность: «Воскресение» и «Вишневый сад», «Задунаец за порогом», "Макбет", "Граф Монте-Кристо" в виде мюзикла... Но вместе с тем планируют быть и более современные произведения. Например, португальцы обещали современную драму, в течение которой со сцены не будет сказано ни единого слова. Херсонцы же представят "Продавца дождя" и "Энеиду".
На данный момент программа фестиваля уже известна и обнародована на сайте театра им. Кулиша. Зрителям и жюри участники представят 32 спектакля из 16 стран (Украина, Россия, Мордова, Румыния, Латвия, Литва, Израиль, Франция, Португалия и др.). Помимо большой сцены будут задействованы всевозможные площадки для показов - кукольный театр, театр-кафе, берег Днепра, сцена под крышей, театральная площадь и даже одна из зеленых усадеб.
В программе - традиционное карнавальное шествие, капустник, гала-концерт. Поскольку график показов довольно плотный, зрителям, которые пожелают посмотреть большое количество спектаклей, придется поторопиться и не перепутать площадки показа. Некоторые спектакли начинаются в одно и то же время на разных сценах.
Добавить комментарий